О  ПЧЕЛАХ  ВООБЩЕ

 

 

  Каждый,  кто  впервые  знакомится  с  пчелами,  попадает в поразительно интересный,  диковинный,  можно  сказать,  фантастический  мир,  великолепно организованный   и   бесконечно   гибкий,   простой   в  своем  естественном совершенстве  и  в  то же время беспредельно сложный. Человек заглянет в их улей  декабрьским  днем, когда зима поворачивает на мороз, а солнце на лето, и  в сонном клубе пробуждается жизнь пчелиной семьи. Он увидит их в весенний полдень,  когда  сады  одеты  белой  пеной  и  пронизаны гудением  сборщиц, опыляющих  цветы,  и глубокой осенью, когда поля уже давно сжаты, а пчелиные гнезда убраны.

  

Пчела,  сидевшая  на  цветке,  ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит,  что  цель  пчелы  состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой,  впивающейся  в чашечку цветка, и говорит, что цель пчелы состоит во вливании  в  себя  аромата  цветов.  Пчеловод,  замечая,  что пчела собирает цветочную  пыль  и сладкий мед и приносит их в улей, говорит, что дело пчелы состоит  в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что  пчела  собирает  пыль  и сок для выкармливания молодых пчел и выведения матки,  что  цель  ее  состоит  в  продолжении  рода. Ботаник замечает, что, перелетая  с  пылью  двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник  в этом  видит  цель  пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит,  что  пчела содействует  этому переселению, и этот новый наблюдатель может  сказать,  что  в  этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается  ни  тою,  ни  другою,  ни третью  целью, которые в состоянии открыть ум человеческий...  Л. Толстой.

  

     Астрономы  давно  ведут  учет  звезд.  Конечно,  нельзя думать, что все небесные  светила уже сосчитаны. Однако в самом подробном из астрономических каталогов   значится  более  полутораста  тысяч  звезд,  до  девятой величины включительно.  Таким  образом,  теперь  учтены не только все звезды, видимые невооруженным  глазом,  но  и  наиболее  крупные из обнаруживаемых с помощью телескопов.  И  оказывается, что всех этих звезд на небе намного меньше, чем видов насекомых на земле: сейчас известно больше миллиона видов насекомых.  Получается,  что  в  энтомологии  систематики оперируют величинами куда более "астрономическими", чем звездочеты.  Сколько  же  видов  насекомых  содержится,  разводится  и  используется человеком?

  

     Давно  выкармливаются,  например,  лаковый  червец,  тутовый шелкопряд. Позднее   стал   осваиваться   шелкопряд   дубовый.  Совсем  недавно  начато разведение  насекомых,  паразитирующих  на  насекомых-вредителях,  наподобие

теленомуса  -  губителя  вредной  черепашки  -  или  ведалии  -  истребителя червецов.  Лесных  муравьев  Формика поликтена разводят и расселяют в лесах, где  каждое гнездо их уничтожает уйму всевозможных насекомых. Но все это (за исключением тутового шелкопряда) лишь в ничтожных размерах. По-настоящему  широко  и  массово  используется  человеком пока все еще только  один  вид  насекомых  -  европейская пчела, которую Карл  Линней в 1758 году   назвал   медоносной   (Апис   мелифера),  а  в  1761  году  предложил переименовать  в  "делающую  мед"  (Апис  мелифика).  Несмотря  на бесспорно большую  точность  второго  определения,  оно  мало  привилось:  пчелу у нас

больше знают под названием медоносной. Открытие  пчелы  как  полезного  насекомого и переход к разведению пчел можно  отнести  к  числу  важных  событий  в истории человека. Только сейчас становятся  понятны  и  обозримы  последствия  этого  открытия, которое было сделано еще по крайней мере трижды.

  

     Жители  Индии и всех южных стран Тихоокеанского побережья давно оценили достоинства  местных  индийских  пчел (в диком состоянии они встречаются и в нашей  дальневосточной  тайге).  Однако индийские пчелы - Апис индика – хуже поддаются  приручению  и  одомашнению,  и  потому  везде  широко  вводится в культуру пока только пчела медоносная. Была,  как  известно из  знаменитого  труда Д. де Ланда. "Сообщение о делах в Юкатане", своя пчела и у жителей Америки. В  те времена, когда корабли европейских мореплавателей бросили якорь у берегов  Центральной  Америки,  индейцы  получали  мед  от  крохотной  пчелы мелипоны,  которая  живет  в  горизонтальных сотах, поддерживаемых восковыми колонками.  Темная,  в  белых кольцах, покрытая золотым пушком, американская пчела   мели-пона  использует  свои  соты  для  воспитания  личинок,  а  мед складывает   в   отдельно   устраиваемые   ячеи-кувшины  из  темного  воска, обладающего целебными свойствами. Нет  сомнений,  что,  не  будь в Европе пчелы, отличающейся значительно большими  достоинствами, чем ме-липона, завоеватели Америки вместе с золотом и  драгоценными  камнями, отнятыми у туземцев, ввезли бы в Европу в качестве заокеанской  диковины  и  бутылочные  тыквы,  в  которых  индейцы  разводили мелипону.  И,  наверное,  тогда  мелипона летала бы во всем мире, как летает ныне европейская пчела.

     Случилось обратное. Спустя  столетие  после  открытия  Америки сюда были завезены из Европы первые  семьи вересковой пчелы медоносной, которая быстро освоилась на новом континенте,  практически  полностью  вытеснив  из  культурного  пчеловодства мелипону.

  

     И   в   Австралии,  как  свидетельствует  Чарльз  Дарвин,  завезенные  сюда европейские пчелы одержали верх над всеми местными видами. Итак,  далее  еще не осознав, не представляя себе в полном объеме всего значения  пчелы,  разные  народы,  живущие  на  разных континентах, в разные эпохи,  независимо  друг-  от  друга увидели и отобрали, приспособив к своим целям, это насекомое.

     Но  вот  странное  обстоятельство,  на  которое давно обратили внимание

натуралисты:  все  растения и животные, более или менее давно одомашненные и

прирученные  человеком,  очень  резко изменились под его воздействием, пчелы же остаются как будто неизменными.

     Сорта  и  породы  возделываемых и разводимых растений и животных теперь несравненно  разнообразнее,  и  различия  между ними много шире, чем у форм, которые   в   естественном   состоянии  считаются  отдельными  видами,  даже отдельными  родами.  Достаточно  вспомнить  лошадей,  овец,  собак  или кур, голубей,  канареек  с их поразительными породными особенностями, в которых с такой  живописной  наглядностью  отражена  почти  безграничная  изменчивость домашней живности.

     А  ведь  певчих  канареек,  например, разводят, как известно, совсем не так  давно.  Да  и  на  голубей  люди впервые обратили внимание спустя много времени  после  того, как безвестный художник из Паучьей пещеры, что в горах возле  Валенсии  (Испания), изобразил на камне стены в числе других рисунков (люди, звери, птицы, охота) также сцену охоты на пчел.

     Почему  же  и  сегодня  еще существуют только природные, географические разновидности  медоносной  пчелы,  но  нет  созданных  искусственным отбором культурных пород?

     Почему  медоносные  пчелы  составляют  почти  единственное  и  наиболее четкое   исключение   в   массе  коренным  образом  измененных  человеческой деятельностью растительных и животных видов? Не  без  оснований  утверждают многие биологи, что пчела находится пока только  в  полудомашнем  состоянии, что века пчеловодной практики очень мало сказались на ней.

     Пчелы,  слетевшие  с  пасеки, прекрасно уживаются на воле, нисколько на страдая  оттого,  что  они  ушли  из-под  опеки  человека. Но если сегодня в дремучем  лесу  выкурить  из  дупла  векового  дерева  живущий  здесь  рой и переселить  его  на  пасеку,  то окажется, что ни в строении тела пчел, ни в важнейших   чертах   внутреннего  жизненного  уклада  семьи  даже  и  весьма наблюдательный  пчеловод  не  обнаружит каких-нибудь существенных отличий от ульевых пчел.

    

     В  стороне  от  жилья  и  колхозных  служб, на поляне, обсаженной ивой, кленом,  липой,  рядами расставлены десятки белых, синих, желтых стандартных ульев.   Некоторые   помещены  под  навесом,  на  весах,  по  их  показаниям контролируется  ход  медосбора.  Посреди  поляны,  на  невысокой  подставке, бочонок,  от  которого по извилистому желобку, проточенному в покатой доске, сбегает непросыхающий ручеек пчелиного водопоя.

 

 

 Прогретый  жаркими  лучами  летнего  солнца,  воздух насыщен приторным, хмельным запахом меда, цветов, воска. Полдень  звенит, тысячами струн отмечая воздушный путь пчел, жужжащих в полете.

     Человек   в   широкополой   шляпе,  обшитой  спускающейся  на  плечи  и скрывающей  лицо  густой  темной  защитной сеткой, проверяет номер на стенке очередного  улья-  и,  подымив  дымарем  в леток, снимает крышку. Сбрасывает лежащую  под  крышкой подушку, приподнимает холщовый потолок пчелиного жилья и  направляет  в  раскрываемое  гнездо  пухлую  струю  клубящегося  дыма, от -которого  тысяч  сорок пятьдесят  живущих  здесь  пчел  бросаются к сотам и припадают  к  медовым  ячейкам.  Можно  подумать,  что этот инстинкт издавна закреплен  у  пчел.  Почуяв  дымный  запах  лесного  пожара, обитатели дупла заправлялись медом для бегства из опасного района.

     Пока  пчелы  пьют  мед, пасечник быстро, но не торопясь, один за другим извлекает  из улья и осматривает соты в легких деревянных рамках. Заглядывая в  ячейки, пчеловод читает в них, как в открытой книге. По тонким приметам и подробностям   определяет   он  состояние  пчелиной  семьи  и  угадывает  ее потребности.

     Знание  законов  пчелиной  жизни  подсказывает ему меры, направленные к тому,  чтобы  десятки  тысяч неутомимых и своенравных насекомых каждой семьи выполняли  его  волю  и не только усерднее строили восковые соты, заливая их медом,  но  и  вылетали  из  улья  не куда попало, а по заданию агронома, по предписанному им маршруту, по его путевке.